Как формируются коммунальные тарифы?
С первого июля этого года тарифы на коммунальные услуги в России вырастут в среднем на 4 процента. Во многих районах рост дойдет до 7 процентов. Как, например, в Томской области. А в соседней Новосибирской области до 15. Однако если сравнивать эти же регионы, уже сейчас жители Томска платят намного больше новосибирцев. К примеру, за кубометр холодной воды. В Новосибирске почти 17 рублей, в Томске стоимость доходит до 36 рублей. О том с чем связана такая разница поговорим с Чингисом Цыренжаповым, руководителем проекта «ЖКХ контроль» в Томской области.
Для начала обозначим, чтобы наши зрители понимали, из чего складываются тарифы ЖКХ? Как формируется их ценообразование?
Ресурсоснабжающие организации, коммунальные предприятия сами не определяют ценник на свой продукт, которые они производят и продают нам с вами, потребителям коммунальных услуг. Каждое коммунальное предприятие вынужденно ежегодно защищать свой тариф перед тарифными регуляторами. Они доказывают, что у них очень много затрат и, соответственно, эти затраты включаются в обсуждаемое тарифное решение, и тарифный регулятор где-то соглашается с предъявленными затратами, где-то тарифный регулятор стоит, так сказать, насмерть и не дает возможности включать эти расходы в тариф и, соответственно повышать затраты.
Если это все-таки государственное регулирование, но в регионах мы видим совершенно разные платежки и платежи. Вот это с чем тогда связано?
В каждом муниципалитете была своя история для каждого коммунального предприятия. Если взять, например, город Томск, тоже был изначально какой-то тариф. Если взять Новосибирскую область, тоже у них на коммунальных предприятиях были стартовые условия — и все разные. Соответственно, поскольку стартовые условия разные, их одномоментно привести к какому-то общему знаменателю невозможно, потому что люди же уже привыкли получать услуги по определенной цене. И было бы неправильно, если бы мы одномоментно взяли бы и их всех уравняли. Что еще влияет? Где-то года два назад было принято решение о предельном росте совокупного платежа на коммунальные услуги. Допустим берем электричество, водоснабжение, теплоснабжение. Средний рост условно говоря 7 процентов. И не выше 7 процентов. А руководитель региона говорит, что у нас проблем больше с теплоснабжением, чем с водоснабжением. Поэтому теплоснабжение допускаем выше, а водоснабжение, соответственно немножко ужимаем. И в итоге получается, сам губернатор вырабатывает вот эту политику.
Многие связывают как раз изношенные сети, их ремонт с последующим повышением тарифов? Можем ли мы говорить, что такая зависимость существует? Правильно ли это?
Изношенность сетей — это такая пугалка в руках ресурсоснабжающей организации перед властью Они любят с помощью этой страшилки ввергать чиновников в некое оцепенение. И когда они находятся в оцепенении, подсунуть бумагу и подписать документ о повышении тарифа. Я даже обращался в публичных пространствах к ресурсоснабжающим организациям и прямо говорил, что обязательно повышать тариф? Вы может быть немного скорректируете закупочную политику? Может быть вы перестанете покупать какие-то вещи у поставщиков определенных за очень дорого? Или научитесь в конце концов привлекать нормальных подрядчиков, а не только своих подрядчиков.
Если говорить о прозрачности тарифов и их начислений, насколько здесь все прозрачно для потребителя? Может быть нам не хватает как раз этого.
А надо ли туда вникать всем сразу? Я задавал себе этот вопрос, как эксперт. Мне кажется, не надо, чтобы весь народ дружно всей гурьбой кинулись смотреть, чем же там занимается тарифный регулятор. Мне кажется, тут должно быть какое-то доверие к профессиональным людям, которые это считают, а сам тарифный регулятор и те чиновники, которые взялись за это, да и руководители, они должны все-таки взять на себя ответственность и объясняться перед населением, перед народом, перед средствами массовой информации, почему именно такие тарифные решения, а не другие.